(Пятницкий Петр Никитич; 1794, с. Пятницкое Пошехонского у. Ярославской губ.- 12.03.1862, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье свящ. Никиты Добратина, фамилию получил позже по названию родного села. Обучался в Ярославской ДС (1805-1816), затем в МДА (1816-1820). На 2-м курсе сделал перевод слова свт. Василия Великого на праздник Крещения, к-рый был одобрен и напечатан в ж. «Христианское чтение». 18 сент. 1820 г. удостоен степени магистра богословия и оставлен в академии бакалавром по греч. языку. 21 нояб. 1822 г. пострижен в монашество, 6 дек. того же года рукоположен во диакона, 9 дек.- во иерея. Св. Филарет (Дроздов), митр. Московский, передал ему в благословение параман, клобук и пояс, а также 100 р. «на устроение прочей одежды». В 1823 г. Е. был включен в число соборных иеромонахов Троице-Сергиевой лавры. В 1822 г. утвержден в звании действительного члена академической конференции, в окт. 1823 г.- в звании члена академического правления, с нояб. 1824 до июня 1827 г. служил библиотекарем МДА. В нояб. 1825 г. перемещен на должность бакалавра по богословским предметам и вошел в состав Цензурного комитета, учрежденного при МДА. 15 февр. 1826 г. стал инспектором МДА и в том же году - экстраординарным профессором, преподавал нравственное, обличительное (полемическое) и пастырское богословие. С 1826 г. был присутствующим в Радонежском духовном правлении. С 19 июня по 29 июля 1827 г. ревизовал Владимирскую, Казанскую, Нижегородскую, Вятскую, Пермскую семинарии, со 2 сент. по 8 нояб. 1829 г.- Тульскую, Воронежскую и Курскую семинарии. 31 дек. 1828 г. определен 2-м членом открывшегося Московского духовного цензурного комитета. В 1830 г. входил во Временный комитет, учрежденный Святейшим Синодом при МДА для пересмотра и исправления слав. перевода бесед свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея. 18 нояб. 1831 г. определен ректором Вифанской ДС и профессором богословия.
24 янв. 1826 г. возведен в сан архимандрита с присвоением степени 3-го класса. 19 марта того же года назначен настоятелем дмитровского во имя святых Бориса и Глеба монастыря, 28 марта 1830 г.- московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря, 27 апр. 1831 г.- Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы можайского монастыря.
25 дек. 1833 г. Е. был назначен 1-м епископом только что учрежденного Екатеринбургского вик-ства Пермской епархии, 16 февр. 1834 г. в Казанском соборе в Санкт-Петербурге состоялась его хиротония, которую возглавил свт. Филарет (Дроздов), впосл. поддерживавший переписку с Е. 21 апр. 1834 г. Е. прибыл в Екатеринбург. Содействовал открытию в 1838 г. уч-ща для девочек при екатеринбургском в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастыре. Устроил при нем свечное отделение, что способствовало установлению «нормальной цены» на свечи. В 1839 г. Е. участвовал в тушении пожара в Духосошествиевской Златоустовской ц. в Екатеринбурге. Вместе с Пермским архиеп. Аркадием (Фёдоровым) заботился о воссоединении старообрядцев с правосл. Церковью через единоверие, посетил все известные в то время места их молитвенных собраний, состоял в переписке с купцами-старообрадцами и др. лицами. Составил записку «Опыты сличения разногласий, какие употребляются в книгах, принимаемых раскольниками, о перстосложении», а также «Опыт краткой истории Российской церкви» (1838) для преподавания в заводских училищах Пермской губ. Одним из самых действенных миссионерских средств считал совместное обучение детей старообрядцев с детьми православных под надзором духовных лиц, полагая, что старообрядчество рождено и поддерживается «единственно невежеством».
22 июня 1840 г. Е. был перемещен на самостоятельную Орловскую и Севскую кафедру, куда прибыл в авг. того же года. В окт. 1840 г. под влиянием Е. руководители орловской старообрядческой общины подали прошение о переходе в единоверие, о принятии священства и о предоставлении им храма, всего перешли ок. 1 тыс. чел. 14 авг. 1842 г. в Орле состоялось освящение Успенской единоверческой ц., впосл. эта дата торжественно отмечалась ежегодно. 6 дек. 1841 г. Е. освятил в Орле кафедральный собор во имя свт. Павла Исповедника, заложенный еще в 1797 г. и построенный на пожертвования орловского дворянства в память восшествия на престол имп. Павла I (впосл. освящен как Петропавловский).
С 12 нояб. 1844 г. епископ Вологодский и Великоустюжский. Прибыл в Вологду 14 янв. 1845 г. Один из предшественников Е. на Вологодской кафедре, Харьковский еп. Иннокентий (Борисов), прислал ему по случаю назначения древний антиминс. 3-е обновление Софийского собора в Вологде и устройство новой ризницы было осуществлено на частные пожертвования (ок. 30 тыс. р.), поступившие из разных епархий в ответ на воззвания Е. в 1847 и 1848 гг. В год празднования 700-летия Вологды был создан комитет (15 нояб. 1847), занимавшийся этими проектами, 9 мая 1848 г. приступили к их выполнению. За 3 года была отреставрирована вся стенная живопись с точным воспроизведением особенностей древнего рисунка, возобновлены резьба, позолота и окраска всех иконостасов, вычищены и отчасти поновлены иконы, во всем соборе заменили на новый чугунный пол и проч. Е. наблюдал за ходом работ, нередко видели, как он взбирался «по зыблющимся подмосткам к самым сводам храма, на 18-саженную вышину». 15 авг. 1851 г. состоялось освящение собора (см.: Слово на освящение Вологодского кафедрального собора, по поводу возобновления оного, произнесенное 15 авг. 1851 г. Вологда, 1851). В июне-июле 1848 г. Е. устраивал крестные ходы во избавление города от достигшей Вологды эпидемии холеры и составил их описание (см.: Вологодские ГВ. 1848. № 26. С. 292-297; № 28. С. 315-317). 21 нояб. 1848 г. освятил обновленную и расширенную Кирилло-Богословскую ц. при Вологодской ДС. Жалобы Е. в Синод на ректора семинарии архим. Адриана (Тяжелова) и на плохое состояние учебного заведения привели в 1848 г. к ревизии ДС прот. Петром Делицыным и к увольнению ректора. В 1851 г. во исполнение указа Синода Е. учредил Комитет для составления церковно-исторического и статистического описания Вологодской епархии, для к-рого разработал подробные правила, предварительно просмотрев все материалы, поступавшие в комитет. Заботился об открытии в епархии единоверческих церквей.
13 июня 1852 г. Е. был переведен на Тобольскую и Сибирскую кафедру с возведением в сан архиепископа. 15 авг. прибыл в Тобольск, в тот же день совершил 1-е богослужение в Софийском кафедральном соборе. За время пребывания Е. в епархии было построено ок. 30 приходских храмов, открыты богадельни для вдов и сирот духовного звания. Каменный настоятельский корпус Междугорского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря, сгоревший в дек. 1852 г., был заново отстроен благодаря деятельному участию Е., открывшему подписку для сбора пожертвований по всей епархии. Пострадавшая при этом пожаре Почаевская ц. была отремонтирована и освящена Е. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. Е. ходатайствовал перед Синодом о преобразовании мон-ря в женский, т. к. в епархии не было жен. обителей, перевод состоялся в 1864 г., уже после смерти архиерея. В 1856 г. для чтимой в епархии Абалакской иконы Божией Матери в Москве была изготовлена новая «однозолотая же риза отличной работы и рисунка».
30 июля 1856 г. Е. по прошению был уволен на покой с управлением свияжским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем. Составил службу, канон и акафист свт. Герману (Садыреву-Полеву), к-рые были одобрены Синодом и опубликованы. Один экз. был вложен в гроб Е. Многочисленные проповеди архиерея публиковались в «Орловских ГВ», «Вологодских ГВ» и др. Подготовил и издал сборник проповедей, произнесенных им во время пребывания на Вологодской и Тобольской кафедрах. Длительное время Е. учил выпускников семинарий особенностям богослужебной практики, поручал им писать проповеди, толкования на Свящ. Писание и проч. Архиерейские службы Е. отличались особой продолжительностью (до 6 часов) и торжественностью. По свидетельству прп. архим. Пимена (Мясникова), «этот преосвященный имел особенность в служении - необыкновенную медленность, так что, начав литургию в обыкновенное время, он оканчивал ее весьма неопределенно, иногда в первом часу пополудни, во втором и даже позднее, что было для сослужащих с ним чрезвычайно утомительно, из-за чего на него очень роптали» (Восп. архим. Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 2004. С. 110-111). С др. стороны, его службы привлекали старообрядцев. Крестные ходы при нем также отличались продолжительностью по времени и протяженностью в неск. верст, Е. участвовал в них от начала до конца.
Награжден орденами св. Владимира 3-й степени, св. Анны 1-й степени (1838). Похоронен в Свияжском мон-ре.
Сохранились 2 живописных портрета Е., созданные во время его пребывания на Вологодской кафедре худож. Н. И. Катиным. Поясное изображение 1848 г. с авторской подписью: «П: Nиколай Катинъ. 1848 Года», поступившее в собр. ВГИАХМЗ из вологодской кладбищенской ц. Введения Богородицы во храм, имеет репрезентативный характер - иерарх представлен вполоборота влево, в рясе и черном клобуке, на груди - панагия с ростовым образом Божией Матери, орден и звезда св. Анны 1-й степени и орден св. Владимира 3-й степени на ленте, в руках - четки и листы бумаги как указание на авторство духовных сочинений. Судя по надписи на обороте, портрет входил в состав большого комплекса таких произведений («С правой стороны 1 рядъ нижнее м[есто?]. отъ дверей»). Он имеет заказной характер, исполнен в немного суховатой академической манере, с большим профессионализмом в передаче индивидуальной характеристики, использовании оптических приемов цветосветовой нюансировки (голубые рефлексы на коричнево-фиолетовом одеянии). Погрудный портрет Е. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, очевидно, является натурным «эскизом» к этому парадному портрету, написан ок. 1848 г. (ВГИАХМЗ). Он представляет епископа в черной рясе и клобуке, с теми же наградами и панагией, с аналогичной трактовкой лица, в более сдержанной колористической гамме.